(Снычёв Иван Матвеевич; 9.10.1927, с. Нов. Маячка, ныне поселок Херсонской обл., Украина - 2.11.1995, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Ладожский, церковный историк, духовный писатель. Из крестьянской семьи. Вскоре после его рождения родители переехали в Оренбуржье, с нач. 30-х гг. проживали в Сорочинске. В 1942 г. Иван Снычёв окончил сорочинскую 7-летнюю школу и поступил в Орский индустриальный техникум, но не получил стипендии и вынужден был прервать обучение; вернулся в Сорочинск. В 1943 г. стал посещать богослужения, проводившиеся свящ. Леонидом Смирновым в домовой церкви. В кон. нояб. 1944 г. призван в армию, но в апр. 1945 г. демобилизован по состоянию здоровья. Служил пономарем Петропавловского храма в г. Бузулуке при настоятеле свящ. Леониде Смирнове. В июле того же года поступил келейником к Чкаловскому (Чкаловом в 1938-1957 назывался Оренбург) и Бузулукскому еп. Мануилу (Лемешевскому; с апр. 1946 архиепископ), к-рый на протяжении мн. последующих лет был его духовным наставником.
9 авг. 1945 г. посвящен во иподиакона. 7 июня 1946 г. пострижен в рясофор с сохранением имени Иоанн. 9 июня того же года рукоположен архиеп. Мануилом во диакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора г. Чкалова, а 14 янв. 1948 г.- во иерея. В том же году «за неустанное проповедование Слова Божьего» И. был награжден набедренником. Вместе с архиеп. Мануилом объезжал отдаленные приходы, позднее сам ездил для исполнения архиерейских поручений, записывал жизнеописания исповедников и подвижников благочестия епархии, составил акафист «Пресвятой Богородице ради чудотворнаго Ея образа Табынския» (впосл. написал много богослужебных песнопений). Служил с архиеп. Мануилом до его ареста в сент. 1948 г. В янв. 1949 г. зачислен на 2-й курс Саратовской ДС, к-рую окончил в июне 1951 г. по 1-му разряду. В окт. того же года поступил в Ленинградскую ДА. Во время учебы по поручению Ленинградского и Новгородского митр. Григория (Чукова) совершал богослужения и читал проповеди в храмах Ленинградской епархии, пользовался большим уважением у клира и верующих посещаемых им приходов. Вел переписку с отбывающим срок заключения архиеп. Мануилом (Лемешевским), ездил к нему в пос. Явас (Мордовская АССР).
В июне 1955 г. окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия за соч. «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XVI в., до патриаршества 1589 г.». Был оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. Подготовил доклад «Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода». В нач. 1956 г., во время рождественского отпуска, помогал освобожденному из заключения архиеп. Мануилу (Лемешевскому; с февр. 1956 правящий архиерей Чебоксарской и Чувашской епархии) с переездом из Чкалова в Чебоксары, а также в составлении «Чина архиерейского отпевания».
8 окт. 1956 г. пострижен в мантию с прежним именем и по истечении срока стипендиатства определен преподавателем гомилетики, практического руководства для пастырей и сравнительного богословия в Минскую ДС, размещавшуюся в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре. С окт. 1957 г. по указу Патриарха Алексия I переведен в распоряжение архиеп. Мануила, стал его личным секретарем, был назначен на должность штатного священника Введенского кафедрального собора в Чебоксарах. Помогал архиеп. Мануилу в составлении «Каталога русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957)», «Топографии архиерейских кафедр РПЦ периода 1897-1959 гг.» и «Фотоальбома православных архиереев от начала Крещения Руси до 1958 г.». За участие в научной работе в марте 1959 г. Патриарх Алексий I наградил И. крестом с украшениями. С 1 сент. 1959 г. помощник инспектора и преподаватель гомилетики, сравнительного богословия и ВЗ Саратовской ДС (до ее закрытия в мае 1960). 15 сент. 1960 г. Куйбышевский архиеп. Мануил (Лемешевский; с февр. 1962 митрополит) назначил И. ключарем Покровского кафедрального собора в Куйбышеве (ныне Самара), 2 апр. 1961 г. И. возведен в сан игумена, 25 апр. 1964 г.- в сан архимандрита.
И. продолжал обработку собранных митр. Мануилом документальных материалов по истории Русской Церкви ХХ в., систематизировал сведения по составу иерархии РПЦ и топографии архиерейских кафедр. Особое внимание уделял истории отделившихся от Церкви течений в период управления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В нач. 60-х гг. И. написал работу «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия - григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история». Он подробно разбирал обстоятельства возникновения и развития основных течений, оппозиционных митр. Сергию, дал каноническую оценку действиям их наиболее известных представителей. 4 февр. 1966 г. за эту работу И. был удостоен Советом МДА степени магистра богословия. И. подготовил для митр. Мануила доклады о порядке избрания епископов, о роли Поместного Собора в управлении автокефальной Церковью, об изыскании средств для возвращения к древнему благочестию и благолепию монашеской жизни. Он постоянно выступал с проповедями и духовными наставлениями. И. написал ряд работ, посвященных изучению наследия выдающихся духовных писателей: «Духовные крупицы из творений святителя Иоанна Златоуста», «Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова», «Руководство к духовной жизни: по письмам епископа Феофана [Затворника]», «Жизнь и деятельность Филарета [Дроздова], митрополита Московского».
25 нояб. 1965 г., в день увольнения на покой митр. Мануила, И. был определен епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии и временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. 12 дек. хиротонию И., состоявшуюся в Сергиевом трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В хиротонии участвовали 8 архиереев, в т. ч. митр. Мануил. 20 марта 1969 г. И. был утвержден правящим епископом Куйбышевским и Сызранским, с сент. 1972 г. также временно управлял Чебоксарской епархией. После антицерковной кампании при Н. С. Хрущёве в Куйбышевской епархии оставалось 18 действующих приходов. Первоочередной задачей И. было предотвратить дальнейшее разорение и закрытие церквей. Храмы ремонтировались и благоустраивались, нек-рые после пожара были фактически отстроены заново. И. регулярно объезжал вверенные ему епархии, совершал богослужения, собиравшие многочисленных верующих. Активность архиерея вызывала беспокойство властей. Согласно отчету по составу епископата РПЦ за 1974 г. зам. председателя Совета по делам религий В. Фурова, И. относился к группе архиереев, наименее лояльных к советской власти. 9 сент. 1976 г. И. был возведен в сан архиепископа. 14 сент. 1980 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени, 19 нояб. 1985 г.- св. Владимира 2-й степени.
И. принимал участие в Поместном Соборе РПЦ 1988 г., посвятил свое выступление вопросам духовного образования. Предложил уделять больше внимания просвещению верующих в приходах, высказался за организацию в епархиях катехизаторских курсов. Выразил озабоченность в связи с распространением среди преподавателей духовных школ неправосл. воззрений, предложил «создать своего рода цензуру, которая бы проверяла преподавателей и профессоров с точки зрения их православного направления». 11 февр. 1988 г. по совокупности богословских и церковно-исторических трудов и прочитанных в Ленинградской ДА лекций по новейшей церковной истории И. была присуждена степень доктора церковной истории. В кон. 80-х гг. гос. политика по отношению к РПЦ смягчилась и в Куйбышевской епархии было основано ок. 20 новых приходов; появилась возможность добиваться возвращения православным еще 54 храмовых зданий, начать реставрацию церквей в 15 районах Куйбышевской обл. Было возобновлено издание газ. «Епархиальные ведомости», открывались богадельни, благотворительные столовые и воскресные школы. И. возглавил общественное движение за возвращение г. Куйбышеву исторического названия - Самара.
20 июля 1990 г., после избрания Ленинградского митр. Алексия (Ридигера; см. Алексий II) Патриархом Московским и всея Руси, И. был назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода РПЦ. 9 авг. в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда состоялись интронизация И. и его 1-я встреча с паствой. 7 сент. 1991 г., после возвращения городу исторического названия, И. стал титуловаться митрополитом С.-Петербургским и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Свящ. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. За годы архиерейского служения И. в С.-Петербургской епархии общее число действующих храмов выросло почти в 3 раза, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах, в церквах святых Симеона и Анны, св. Пантелеимона, Благовещения и др. И. много сделал для возрождения Валаамского мон-ря, были открыты Коневский Рождество-Богородицкий, Зеленецкий Свято-Троицкий, тихвинский Успенский, Введено-Оятский мон-ри и Свято-Троицкая Сергиева пуст. в пос. Стрельна. К кон. 1995 г. в С.-Петербургской епархии существовало 226 приходов и 7 мон-рей, служили 284 священника и 123 диакона. И. рукоположил в епархии более 200 иереев и диаконов (всего за 25 лет архиерейского служения - 445 священников и диаконов). Было воссоздано епархиальное ДУ, основаны епархиальные курсы катехизации для учителей и медицинских работников, возродилась традиция крестных ходов по Невскому проспекту. Началось издание «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей», газет «Православный Санкт-Петербург», «Соборная весть», «Горница», «Правило веры», «Чадушки», «Собеседник православных христиан», «Архангельский глас» и др. В 1994 г. И. благословил основание изд-ва «Православная Русь».
За каждым богослужением И. проповедовал, регулярно встречался с горожанами на вероучительных беседах, выступал в телепрограмме «Храм», радиопередаче «Колокола», на страницах многочисленных периодических изданий. С 1992 г. И. получил широкую общественную известность как автор многочисленных церковно-исторических и историософских работ, в к-рых писал о причинах и путях выхода из поразившего страну духовного кризиса. Наиважнейшими моментами в этом процессе И. считал восстановление духовной памяти, возрождение национально-религ. самосознания, обращение народа к правосл. Церкви как к «древнейшему хранилищу живой веры и нравственной чистоты». И. вел строгий аскетический образ жизни. Был прост, добросердечен и мягок в общении, всегда вникал в заботы обращавшихся к нему людей. Имел много духовных детей; духовные наставления И. верующие передавали друг другу, они публиковались в газетах и журналах, были изданы отдельными книгами.
Отпевание И. после кончины было совершено сонмом священнослужителей во главе с митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, священноархимандритом которой являлся И. Погребен в братской части Никольского кладбища лавры. В Самаре ежегодно 9 окт. в память об И. проводятся Иоанновские чтения с участием церковной и светской общественности (научной, педагогической, медицинской и т. д.), издаются сборники статей участников.